На очередной XXII сессии Академии Педагогических Наук согласно повестке дня состоялась презентация и обсуждение монографии академика А.К. Кусаинова «Теория создания и оценки учебника».
Модератором на мероприятии выступил известный ученый, доктор философских наук, профессор, академик АПН Сыдыков Улыкпан Есильханович.
Модератор подчеркнул значимость данной книги для казахстанского учебниковедения, ознакомил с предыдущими работами автора в этой отрасли. Далее выступили известные ученые-педагоги, авторы учебников, работники издательств.
Монография представляет объемное научное исследование. Автор подробно излагает и систематизирует факторы создания качественных учебников, требования к современным учебникам, ориентиры в создании вузовских учебников, правила создания современной вузовской учебной литературы, преимущества электронных учебников, подробно освещает историю казахского учебника и отечественных учебников нового поколения. В книге предложены способы решения проблем отбора, структурирования и изложения материала, возможности реализации индивидуальной образовательной траектории и т.д. Особо следует отметить, системный анализ источников по проблеме определения и установления функций учебников.
Данная монография будет настольной книгой авторов, экспертов и поможет эффективно реализовать государственные задачи в области повышения качества учебной литературы.
Книга А.К. Кусаинова «Теория создания и оценки учебника» представляет собой результат серьезного исследования, проведённого автором с учётом достижений педагогики на основе глубокого анализа учебной литературы, личных наблюдений и обобщения актуальных проблем учебников.
Можно сказать, что мы получили новые знания и систематизировали имеющиеся знания по проектированию и разработке школьных учебников. Положения книги помогли критически взглянуть на разработанные учебники, проанализировать свои разработки с учетом современных критериев оценивания учебника, осмыслить и внести коррективы в свою работу.
Монография вызывает живой интерес у специалистов, занимающихся разработкой, созданием, изданием учебников, полезна всем тем, кто интересуется проблемами разработки учебников нового типа. Нет сомнения в том, что она будет способствовать дальнейшему совершенствованию учебниковедения в нашей стране, явится большим вкладом в педагогическую науку.
Бүгін Педагогикалық Ғылымдар Академиясында үлкен бір істің мерекелік бас қосуы болып жатыр. Асқарбек Қабыкенұлының «Оқулық жасау және бағалау теориясы» атты еңбегі қолымызға тиіп, өте қуанышты болып отырмыз. Автор осы оқулықтану ғылымы саласында өте көп жұмыс жасап, еліміздің оқулығының сапасын арттыруға риясыз үлкен еңбек етіп, жаңашырлық танытып жүрген ғалымның бірегейі. Асқарбек Қабыкенұлының жетекшілігімен осы академияның базасында оқулықты әзірлеудің және оны бағалаудың критерийлері құрастырылған болатын және сол критерийлердің негізінде жұмыс тобы тәжірибе жасап, бірнеше оқулықтарды сараптамадан өткізіп, нәтижесіне көз жеткізген еді. Оқулықтану ғылымының негізінде әзірленген критерийлер елімізде оқулықтың сапасын арттыруға және оны шынайы әділ бағалауға мүмкіндік береді. Осы еңбек авторларға, жалпы баспа қызметкерлеріне үлкен көмек беретін, ғылыми педагогикалық тұрғыдан түсінікті жазылған, еліміздегі оқулықтардың сапасын жақсартуға үлкен үлес қосатын аса маңызды еңбек деп бағалаймын.
В монографии Аскарбек Кабыкенович подвергает глубокому анализу значимость каждого исторического периода для развития педагогической науки. И его важности для теории создания учебника.
Автор представил многогранный анализ развития педагогической мысли, начиная от Я.А.Коменского и К.Ушинского. Основополагающие теоретические подходы, сформулированные в данном труде, отражают дидактико-методические требования, предъявляемые к учебнику и конкретному учебнику, в частности. Также отражены требования к целенаправленному отбору и переработке материалов к учебнику.
Впервые сделан обзор этапов становления науки учебниковедение в стране: от учебников нового поколения до наших дней. Этот опыт является бесценным, так как именно с 1991 года в Казахстане началась и продолжается целенаправленная, упорная работа по созданию качественной учебной литературы.
Автор делает справедливый вывод о том, что благодаря этой работе утверждена новая система критериев для оценки качества вновь создаваемый учебной литературы. Также повышены требования к авторам и экспертам учебной литературы. Монография имеет достоверные ссылки на государственные программы и документы.
В настоящее время всех нас волнует вопрос: каким быть современному учебнику? Далеко не секрет, что качество образования зависит, прежде всего, от качества и содержания учебника, его дидактического аппарата. А это, в свою очередь, зависит от программы предмета и правильного подхода к разработке учебника в рамках обновления содержания образования. Содержательные ответы на эти вопросы даются в монографии «Теория создания и оценки учебника» академика Аскарбека Кабыкеновича. Кусаинов в своей монографии предоставляет глубоко продуманные ориентиры для авторов и разработчиков учебной литературы в целом, ссылаясь на опыт дальнего и ближнего зарубежья, свой отечественный опыт. Монография затрагивает злободневные научно-практические проблемы учебниковедения и является методическом руководством для опытных и также молодых авторов учебников. Мне очень понравилось выражение «Учебник - это информационный образец педагогической системы», и надеюсь всем вам тоже. Раскрываются в монографии все аспекты современноо учебника. Я как автор учебника искренне признательна за этот научный труд и так думаю, что для авторов данная монография Аскарбека Кабыкеновича станет настольной книгой для каждого автора, как начинающего, так и уже для тех, кто имеет серьезный опыт.
Сегодня я выступаю от имени своих иностранных коллег, от имени коллег издательства «Oxword University Press». И от их имени хочу выразить огромную благодарность за создание данной монографии, которая помогла нашим авторам и разработчикам впервые в полной мере ознакомиться с требованиями казахстанской системы оценки качества учебников.
Мы уверены, что данная монография отразится положительно на качестве разработаемых нами для нашей страны учебников. Множество иностранных издательств, которые сейчас создают учебники для общеобразовательных школ Казахстана, в целом имеют большой опыт. Например, «Oxword University Press» уже разрабатывают учебники для всего мира на протяжении 435 лет, то есть это колоссальный опыт. Но нужно подчеркнуть, что очень важным для иностранных издательств является знание особенностей казахстанский педагогической системы. И как раз третья глава монографии является очень хорошим руководством для иностранных авторов, разработчиков. Монография хорошо и эффективно объясняет основные требования к структуре и содержанию учебника, к аппарату восприятия, к иллюстративному материалу. Хочу сказать от имени иностранных коллег, они выражают огромную благодарность, потому что, благодаря монографии они сейчас ознакомились также с историей книгоиздания в Казахстане, для них это очень важно, потому что мы разрабатываем учебники для Казахстана, и очень важно понимать историю, специфику, требования.
Нужно сказать, что данная книга - результат многолетнего труда. С прошлого года в Академии педагогических наук, как вы знаете, проходят курсы для авторов учебников «Методология разработки учебника и совершенствование профессиональных навыков авторов». Поэтому немного хочется рассказать, какие результаты были получены при изучении основных идей данной монографии.
Согласно статистике, эти курсы в нашей академии закончили более 350 слушателей, еще обучаются около 100 слушателей. Это все - авторы учебников, а также методисты наших казахстанских издательств. Можно сказать, что слушателями курсов были не только наши соотечественники, но также иностранные авторы, около 30 человек. После окончания курсов у всех слушателей курса мы брали отзывы и сделали небольшой анализ.
85% наших слушателей отмечают, что изучение дидактического аппарата и дидактический функций учебника оказалось очень полезным. На первых порах нашим слушателям казалось, что аппарат и функции как бы повторяют друг друга, но по мере детального их изучения все убедились в том, что они выполняют абсолютно разные функции. Если дидактический аппарат - это представление учебной информации, ее содержание, восприятие и т.п., то дидактические функции реализуют прямое назначение учебника. Поэтому их следует рассматривать отдельно и оценивать также отдельно.
Действующие 19 направлений научно-педагогической экспертизы создают цельную картину того, каким должен быть учебник. Взаимопроникаемые и неразрывно связанные между собой критерии дают возможность выстроить собственную концепцию учебника.
Также 80% слушателей отметили, что система поможет сделать автору учебник лучше.
Более 70% слушателей считают, что также необходимо разработать кодекс эксперта, что свидетельствует о важности создания корпуса экспертов и необходимости их обучения, и дальнейшего возможного их сертифицирования. Это мнение высказано на основе того, что авторы изучившие данный курс не всегда довольны работой экспертов. На основе анализа отзывов слушателей о курсах можно сделать вывод, что используемая система критериев оценивания качества учебников эффективна и легка для применения.
Қазақстан үшін дәл бүгінгі таңда оқулықтардың сапасын көтеру аса маңызды болып тур. Көп проблемалар шығып жатыр, ата-аналар, мұғалімдер ренжіп жатыр, логикалық байланыс үзіліп жатыр. Мысалы, 2 класс оқушысының қабілетіне, мүмкіндігіне ескерілмеген оқулықтар беріліп жатыр. Сонымен қатар механикалық көшірулер кетіп жатыр, барлық жағдайларды ескеру мемлекеттік шаруаға айналып отыр. Осы тұрғыдан алғанда Қазақстанда оқулықтану деген педагогикалық ғылымның арнасын, жолын салған адам бүгінгі кітаптың авторы - Асқарбек Қабыкенұлы. Үлкен жұмысты теориялық негізге көтеріп, бүгінде соны әлемдік деңгейге көтеріп отыр.
Модератор У.Е. Сыдыков поблагодарил выступавших, затем состоялась церемония разрезания ленты, которую провели известные педагоги-ученые и общественные деятели У.Е. Сыдыков, М.Б. Токашбаев и Ш.Б. Таубаева.
Ученые отметили, что данная монография имеет большое значение для развития науки об учебнике; и для каждого автора, пишущего учебник, монография должна стать настольной книгой.