Республиканский конкурс молодых акынов
«Мүшайра», посвященный 175- летию Абая»

  • Цель проекта

    Стимулирование молодежи, популяризация современной литературы и журналистики, поддержка и развитие творческого потенциала молодых писателей и поэтов
  • Грантодатель

    НАО «Центр поддержки гражданских инициатив», Комитет по делам молодежи и семьи МИОР
  • Видео анонс

    Информационное письмо о проекте на русском
    Информационное письмо о проекте на казахском

    В рамках проекта будут реализованы
    следующие мероприятия

  • Челленджы и викторины в инстаграме с денежными призами
  • Проведение отборочных конкурсов молодых акынов «Мүшайра» в 17 регионах страны;
  • Составление информационного сборника с биографиями молодых поэтов и сбор анкетных данных молодых поэтов
  • Тренингы в 14 областях и в гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент
  • Встречи и мастер-классы от известных писателей и поэтов «Как писать и раскрыть свой талант»;
  • Республиканский конкурс «Мүшайра» по итогам отборочного конкурса в Алматы с призовым фондом 1 100 000 тг
  • «Отбасы институты»

  • Цель проекта:

    Профилактика бытового насилия, повышение семейных ценностей, укрепление института семьи среди молодежи, оказание помощи молодежи
  • Заказчик:

    Управления общественного
    развития г. Алматы
  • В рамках проекта Вы можете:

  • получить информационно-консультационную и ресурсную поддержку по психологическим, правовым, образовательным и другим вопросам, связанным с укреплением института семьи и профилактикой бытового насилия;
  • можете принять участие на онлайн/офлайн встрече для молодежи и молодых семей с тренерами;
  • можете принять участие на онлайн/офлайн лекций, семинаров-тренингов по созданию семьи, укреплению института семьи и профилактике бытового насилия;
  • принять участие в флешмобах/челленджах, организуемых в онлайн / офлайн формате с участием медиа-личности по формированию нулевой терпимости к бытовому насилию в обществе;
  • можете оставить свой искренний отзыв на мероприятия, в которых приняли участие.
  • Для записи на консультацию и участия в мероприятиях обращаться по номеру 8 701 267 39 93

    «Научно-методические основы разработки и внедрения системы критериев апробации учебной литературы»

  • Цель проекта:

    Разработка и внедрение системы критериев апробации учебников для повышения качества отечественной школьной учебной литературы.
  • Заказчик:

    Комитет науки МОН РК (2021-2023 гг)
    Научный руководитель: Саметова Ф.Т.
  • В рамках проекта будут реализованы
    следующие задачи:

    - Изучить зарубежный и отечественный опыт по разработке критериев апробации учебной литературы;
    - Разработать научно-методические основы подготовки критериев апробации учебной литературы;
    - Разработать систему критериев апробации школьных учебников и УМК;
    - Разработать программы обучающих курсов для учителей, задействованных в апробации;
    - Провести обучение учителей, задействованных в апробации;
    - Провести локальные эксперименты по внедрению системы критериев апробации учебной литературы (по трем предметам - гуманитарного, математического, естественнонаучного направления);
    - Провести мониторинг апробации школьных учебников и УМК;
    - Разработать систему мониторинга апробации школьных учебников и УМК



    Ожидаемые результаты:
    1) анализ зарубежного и отечественного опыта по разработке критериев апробации учебной литературы;
    2) научно-методические основы подготовки критериев апробации учебной литературы;
    3) система критериев апробации школьных учебников и УМК;
    4) программы обучающих курсов для учителей, задействованных в апробации;
    5) обучение учителей, задействованных в апробации;
    6) локальные эксперименты по внедрению системы критериев апробации учебной литературы (по трем предметам - гуманитарного, математического, естественнонаучного направления);
    7) мониторинг апробации школьных учебников и УМК;
    8) система мониторинга апробации школьных учебников и УМК;
    9) публикации.

    Научная новизна проекта заключается в том, что будет разработана на научной основе система апробации учебной литературы, учитывающая деятельность всех субъектов, задействованных в апробации (учителей, учащихся, родителей); подготовлена программа курсов и проведено обучение учителей, участвующих в апробации; будет разработана научная система мониторинга апробации учебной литературы для осуществления комплексного мониторинга апробации школьных учебников.

    Разработка новой системы критериев практической экспертизы школьной учебной литературы на основе мирового и отечественного опыта приведет к повышению качества разработки и подготовки учебников. Комплексное решение задач по апробации учебной литературы позволит улучшить механизм практической экспертизы учебников, что решит задачу обеспечения школ качественными учебниками.

    Психолого-педагогическое сопровождение школьников в условиях дистанционного обучения с целью снижения уровня повышенной тревожности

    Дата размещения: 18.06.2021 г.

    С мая по декабрь 2021 года Академия педагогических наук осуществляет реализацию научного исследования в рамках государственного заказа на реализацию научного и (или) научно-технического проекта по бюджетной программе 217 «Развитие науки», подпрограмме 102 «Грантовое финансирование научных исследований за счет средств республиканского бюджета», специфике 154 «Оплата услуг по исследованиям» по приоритету по приоритету: Исследования в области образования и науки и по теме: ИРН АР09562184 «Психолого-педагогическое сопровождение школьников в условиях дистанционного обучения с целью снижения уровня повышенной тревожности».

    Актуальность проекта обусловливается необходимостью теоретического обоснования принципов и практической реализации методов снижения тревожности в условиях дистанционного и смешанного обучения.

  • Цель проекта:

    Разработка системы психолого-педагогического сопровождения, направленного на снижение уровня тревожности школьников, обучающихся в дистанционном формате.
  • Заказчик:

    Комитет науки МОН РК.
  • Задачи исследования:

    – изучить зарубежный и отечественный опыт по преодолению тревожности школьников;
    – определить маркеры тревожности школьников, возникающей при дистанционной форме организации учебного процесса;
    – разработать инструментарий онлайн-диагностики уровня тревожности школьников;
    – разработать принципы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения, направленного на снижение уровня тревожности в условиях дистанционного обучения;
    – определить и классифицировать методы преодоления тревожности школьников;
    – провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность системы мер психолого-педагогического сопровождения, направленного на снижение уровня тревожности школьников, обучающихся в дистанционном формате;
    – провести 10 обучающих тренингов по проблеме снижения уровня тревожности детей при обучении в дистанционном формате для педагогов, психологов и родителей;
    – провести Круглый стол по проблемам снижения тревожности при обучении в дистанционном формате;
    – выпустить раздаточный материал для родителей и школьников по снижению уровня тревожности в условиях обучения в дистанционном формате.
    – обобщить результаты научного исследования и педагогического эксперимента, подать 1 статью в рецензируемое научное издание, имеющее процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25 (двадцати пяти) и 3 статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых КОКСОН РК,
    – выпустить 1 методическую рекомендацию для педагогов и психологов казахстанских школ.

    Дата размещения: 01.11.2021 г.

    На сегодняшний день цель проекта достигнута, задачи решены. К полученным результатам можно отнести следующие:

    - изучен зарубежный и отечественный опыт преодоления тревожности школьников;
    - дано теоретическое обоснование термину «школьная изоляционная тревожность»;
    - определены теоретические принципы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения;
    - определены десять маркеров тревожности школьников;
    - разработана методика определения уровня тревожности школьников, обучающихся в формате дистанционного и смешанного обучения;
    - определены методы преодоления тревожности;
    - проведен педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанной системы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения во всех регионах Казахстана;
    - проведены обучающие тренинги в онлайн и офлайн форматах с педагогами и психологами школ города Алматы;


    - проведен Круглый стол по итогам проекта;
    - подана 1 статья в рецензируемый журнал, входящий в базу Scopus;
    - поданы 3 статьи в научные журналы, входящие в базу КОКСОН;
    -выпущена методические рекомендации для педагогов и психологов казахстанских школ;
    - подготовлен раздаточный материал для педагогов и родителей по теме исследования.

    Члены исследовательской группы

    фамилия, имя, отчество ученое звание, степень выполняемая функция в проекте идентификаторы
    1 Кусаинов Аскарбек Кабыкеновия доктор педагогических наук, академик научный руководитель проекта
    2 Хавайдарова Мехирниса Марсовна кандидат филологических наук исполнитель https://orcid.org/0000-0003-2128-4236
    3 Конырова Жулдыз Бактыбайкызы магистр исполнитель
    4 Бейсенова Жупаркуль Жумабаевна кандидат психологических наук волонтер
    5 Мельник Татьяна Витальевна гештальт-терапевт волонтер

    Публикации по проекту

    Наименование проекта: AP08855781 Памятник старокыпчакского языка «Тарджуман...»: фонетика, лексика и морфология

  • Заказчик:

    Комитет Науки МОН РК

    Проект посвящен одному из лексикографических и грамматических трудов средневековья, содержащему ценнейшие сведения об исторической фонетике, лексике и морфологии казахского языка – письменному памятнику «Тарджуман», выполненному мамлюкскими кыпчаками в Египте, датируемому XIII-XIV веками. В исследовании будут пересматриваться введение и 1-ая глава труда Тарджуман, а также комплексно исследоваться 2, 3, 4-ые главы, не ставшие предметом специального исследования по сей день.

  • Цель

    проекта заключается в повторном изучении введения и первой главы труда «Тарджуман» (ХІІІ-XIV вв.) с первоисточника, а также перевода, проведения комплексного исследования, лингвистического анализа и введения результатов в научно-педагогический оборот недостаточно изученных – второй, третьей и четвертой глав.
  • Задачи проекта:

    1) Сравнить перевод кыпчакских слов в рукописи, пояснениях на арабском языке и трудах М.Т.Хоутсмы, А.Курышжанова, Р.Топарлы, А.Н.Гаркавца;
    2) Провести сравнительно-сопоставительный фонетический анализ звуковой системы кипчакского языка согласно определению в арабском словаре, также подготовить единую транскрипцию кипчакских звуков в двух графиках: кириллице и латинской;
    3) Унифицировать разные формы транскрипции в предыдущих исследованиях на основе подготовленной транскрипции;
    4) Провести анализ и перевести на казахский язык кыпчакские слова, определения к которым даны в крупнейших арабских словарях, составленных в мамлюкском государстве.
    5) Унифицировать дефиниции к кыпчакским словам, данных в предыдущих исследованиях при помощи анализа дефиниций на арабском языке;
    6) Определить тюркские слова с забытыми значениями и слова арабо-персидского происхождения, заменившие тюркские;
    7) Сопоставить морфологические категории кыпчакского языка во 2, 3, 4-й частях с их эквивалентами в арабском языке, сравнить с аналогичными категориями в казахском языке;
    8) Определить арабские терминологические единицы, используемые для объяснения морфологических категорий кыпчакского языка во 2, 3, 4-й частях памятника и их экваленты в казахском языке;
    9) Сравнить структуру тюркско-(кыпчакско)-арабского словаря в 1 части рукописи со структурой других словарей того времени и составить кыпчакско-арабско-казахский словарь на основе «Тарджуман»;
    10) Подытожить результаты исследования, обсудить, издать и подготовить научные отчеты по Проекту.

    Члены исследовательской группы

    ФИО Научная степень, звание Позиция в проекте Идентификаторы
    1 Қыдырбаев Қалдыбай Арыстанбекұлы PhD, и.о. доцента Научный руководитель ORCID (ID) 0000-0002-9958-520X Скопус (ID) 57191898782 Web of Science (ID) N-6701-2014 Publons (ID) N-6701-2014
    2 Кусаинов Аскарбек Кабыкенович Доктор педагогических наук, профессор Исполнитель ORCID (ID) 0000-0003-1171-5901 Скопус (ID) 57215655645
    3 Сүйерқұл Ботагөз Мырзабайқызы Доктор PhD, доцент Исполнитель ORCID (ID) 0000-0002-0472-8686 Скопус (ID) 57203212949
    4 Мустафаева Анар Абдикадиевна Phd, ассоц.профессор Исполнитель ORCID (ID) 0000-0001-6878-4946 Скопус (ID) 5671979100
    5 Аубакирова Кундузай Кыдырбаевна Доктор PhD Исполнитель ORCID (ID) 0000-0002-9555-3753 Скопус (ID) 56819100400
    6 Жумажанова Фарида Токановна Кандидат филологических наук Исполнитель ORCID (ID) 0000-0002-6736-8358 Скопус (ID) 56128019700
    7 Касымова Мухаббат Анварқызы Докторант PhD Исполнитель ORCID (ID) 0000-0003-2887-6532
    8 Шаяхметов Олжас магистр Исполнитель ORCID (ID) 0000-0001-9965-6699 Скопус (ID) 56610243200
    9 Қоңырова Жұлдыз Бақтыбайқызы магистр Исполнитель ORCID (ID) 0000-0002-4548-3777
    10 Даулетбекова Айгуль бухгалтер Исполнитель

    Проведение мероприятий по популяризации государственного языка среди молодежи

  • Цель проекта:

    Пропаганда и развитие государственного языка посредством привлечения творческого потенциала молодежи
  • Грантодатель:

    НАО «Центр поддержки гражданских инициатив», Комитет по делам молодежи и семьи МИОР
  • В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия

    Конкурс «Күй құдіреті» среди творческих коллективов-оркестров. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн, офлайн.
    Планируется проведение в одном из Северных, Восточных, Южных, Западных и Центральных регионов РК. Будут разработаны условия и правила проведения По итогам конкурса будет составлен протокол. Предусмотрена реклама конкурса от блогеров в инстаграме.

    Фестиваль-конкурс художественной самодеятельности в номинациях «Театр», «Хор». Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн, офлайн.
    Прием заявок на конкурс будет осуществляться на вкладке проекта на сайте грантополучателя.

    Дебатный турнир на казахском языке. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн, офлайн.
    Дебатный турнир будет проводится в одном из Северных, Восточных, Южных, Западных и Центральных регионов РК.

    «Мен қазақ тілін білемін!» квест-игра на казахском языке. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн, офлайн.
    В целях популяризации государственного языка и казахской культуры проводится квест-игра на казахском языке для молодежи, представителей этнокультурных объединений

    Курсы повышения навыков письменной грамотности представителей творческих союза. Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: дистанционно, онлайн.
    Прием заявок на конкурс будет осуществляться на вкладке проекта, на сайте грантополучателя.

    Призовой фонд:

    1 место – 300 тыс.тг.
    2 место – 200 тыс.тг.
    3 место – 100 тыс.тг.

    Проведение конкурсов в социальных сетях

    Викторина «1001 мақал – 101 жұмбақ» среди молодежи, в том числе представителей творческих молодежных союзов и этнокультурных объединений (на официальных страницах проекта). Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн(Инстаграмм).
    Будет запущено 5 викторин. Викторины будут проходить в инстаграме в целях информирования населения о конкурсе и проекте.

    Поэтическая эстафета по чтению стихов казахских поэтов (на официальных страницах проекта). Целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

    Формат: онлайн(Инстаграмм).
    Эстафета будет проведена 2 раза в инстаграме в целях информирования населения о реализации проекте.